
Главная » 2014 Декабрь 8 » Классный час на тему: «Природа – источник предметов труда»
09:31 Классный час на тему: «Природа – источник предметов труда» | |
Труд красит человека
Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества ; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию. Задачи: привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков. Подготовительная работа с детьми: А) предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану: -Чем занимаются ваши родители на работе? -Кто они по профессии? -Чем привлекает их эта профессия? Б) назначить двух учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария). Ход классного часа 1.Проблемная ситуация. «Два плуга» Классный руководитель. Тема нашего классного часа- «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга» Послушайте, пожалуйста, этот рассказ. Учитель читает рассказ. Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. -Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. -От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая. 2 .Интерактивная беседа Классный руководитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа. -Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.) -Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.) -Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.) -Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Ответы детей: -Труд красит человека, а безделье его уродует. -Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества. -Без туда человек заржавеет и может заболеть. 3 Мини-лекция «Что труд дает человеку Классный руководитель. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд – высшее мерило богоугодности и человека. Еще один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду. Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились. 4.Игра «Окончание пословицы» Классный руководитель. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором. Учитель читает пословицы, дети хором отвечают. Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах) Терпенье и труд…(все перетрут) Под лежачий камень…(и вода не течет) Маленькое дело …(лучше большого безделья). Горька работа, …(да сладок хлеб) Не везде сила: где уменье, …(а где и терпенье) Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки) Не спеши языком-…(спеши делом) Любишь кататься- …(люби и саночки возить) Делу время,…(потехе час) Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде) 4. Игра «Ринг профессий» Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли вы знаете профессий. Мы поиграем в игру «Ринг профессий». В игре участвует 4 команды (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети выходят к доске). По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали! Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места. Игра закончилась. Победил ( первый) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий. Победитель садится на место. 5. «Угадай профессию» Классный руководитель. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством». Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии. -Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог. -Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку. -Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха. -Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие). К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни». 7. Блиц – интервью «Моя любимая профессия» Классный руководитель. А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда. К учителю подходят два репортера. Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса. Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии семиклассники. Репортер 1. У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится? Репортер 2. И чем она вас привлекает? Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его. 8 Устные рассказы. «Профессии наших родителей». Классный руководитель. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы. Дети рассказывают о профессиях родителей. 9. Заключительное слово Классный руководитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье». 10 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Классный руководитель. Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься? Примерные ответы детей: -Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях. -Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде. -Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая -Заставила задуматься о выборе будущей профессии. | |
|
Всего комментариев: 0 | |